Икона дня + прав. календарь

Календарь

Баннер

Календарь событий

2017
Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Церковный дом призрения - приют

«Деревянная гостиница была построена на церковной земле в 1833 году «для проживания  церковного сторожа и кратковременного приюта приезжающих родственников с телами усопших…»

И вот ещё один  интересный документ 1864 года:

«Прошение от церковного старосты Скорбященского храма Московского купца Андрея Архиповича Челнокова.  « …Гостиница от времени стала ветха и при том так устроена, что ни желающий помянуть своих родителей, не имеют никакого удобства в ней, ни приходящий помолиться на могилах своих родственников. И далее пишет он: «Желал бы я устроить гостиницу деревянную на каменном фундаменте, крытую железом…», далее идут подробности  сметы: «Прошу  благословить меня приступить с наступлением весны к постройке оной с  разрешением употребить на то из церковных денег 1 300 рублей, остальные 2 700 рублей  или сколько потребуется,  я принимаю на свой счёт, с обязательством окончить постройку в нынешнее лето…» (Архивный. № 203.766.717.)

Гостиница была заново отстроена. Правда, в конце ХIХ - начале  ХХ века она была уже преобразована в Дом Призрения для бедных женщин из духовного сословия. И опять обратимся к архиву:

«Дом Призрения для бедных женщин помещается в каменном двухэтажном здании с принадлежащими к нему службами, построенном для сего в 1833 году основателями и учредителями  оного Дома, бывшим старостой Скорбященской церкви, … почётным гражданином Иваном Александровичем  Куприановым. С Высочайшего соизволения в 1844  году получившего  наименование «Дома бесплатного  помещения для бедных женщин из духовного сословия», учреждённого в память мученической  кончины императора Александра II.

Он  имеет своей  целью  предоставление бесплатного помещения, по возможности и содержания,  восьмидесяти неимущих, но способных к труду женщин не моложе 40 лет из всех сословий и православного вероисповедания, в число коих от 15 до 20 призреваемых женщин принимаются обязательно из лиц духовного звания. Означенное здание предоставлено учредителями в собственность Скорбященской церкви, на Калитниковском кладбище. Но оно недолжно быть использовано ни в какое другое обращение, кроме указанного в уставе церковного причта…»  (ЦИАМ 450.9.31.)

«Дом Призрения для вдовых неимущих женщин из духовного сословия» на Калитниковском кладбище, был самым большим в Ивановском сороке и крупнейшим в Москве.

На счету дома призрения были большие средства, которые шли на нужды содержания жильцов, ремонта здания дома. Бывало время, когда храм не имел средств и возможности делать ремонт, тогда дом призрения за свой счет производил ремонт в храме.

После революции усадьбы притча с разными хозяйственными постройками, которые шли за домом призрения по берегу пруда, были разрушены, остался один дом призрения для бедных женщин. На территории этих усадьб, был пустырь где одно время не гласно хоронили собак и кошек с Птичьего рынка. Со временем участок зарос кустарником и деревьями, где  в теплое время года находили приют бомжи, собиравшие милостыню на паперти храма. С 2003 года этот участок городские власти объявили парковой зоной города, были посажены зеленые живые изгороди, территория очищена от кустарника.

В последствии, здание дома призрения перешло в ведение города, в него были поселены жильцы, которые жили в нем до 50-х годов прошлого столетия. Старое обветшавшее, оно никогда не ремонтировалось. Со временем жильцы получали квартиры и были выселены, а здание дома был отдано городскому коммунальному хозяйству по уборке улиц. С 80-х годов прошлого столетия в этом здании,  порядком обветшавшем, временно поместили ритуальную контору кладбища ГУП «Ритуал».

В 2004 году Президентом страны было издано распоряжение о возврате церковного имущества Русской Православной Церкви. В связи с этим распоряжением ритуальная контора ГУП «Ритуал» освободила здание дома приюта и самовольно заняла опят же церковное здание, где размещались подсобные помещения храма: угольный склад для отопления печей храма, помещение для охраны храма, помещения туалета, а так же помещение, где складывали свои инструменты рабочие по захоронению усопших.

В те давние времена эти работники находились на службе в храме, т.к. тогда еще не было государственного унитарного предприятия «Ритуал», а с ним таких диких цен по захоронению усопших. Со временем, когда отпала необходимость в хранении угля, потому что в храм было проведено городское отопление, этими рабочими в помещении угольного склада стали отливать  бетонные памятники и цветники для кладбища. После того как организовалось предприятие «Ритуал», эти помещения плавно стали находиться в ведении этого хозяйства. И уже планы БТИ ранее выдававшиеся и на это здание, в том числе полностью, сейчас это уже не делают, а очерчивают в собственность храма только помещения туалета.»